Иван Андреевич (diente_de_lion) wrote,
Иван Андреевич
diente_de_lion

Стокгольм. Все и сразу

В Польше, как и в России, тоже есть майские праздники ("маювки"). Не такие безумные, но тоже есть. Так получилось, что на эти даты выпали очень дешевые билеты в Стокгольм, которые и были куплены. К вопросу дешевых билетов я еще вернусь, сейчас же хочу рассказать коротенечко о своих впечатлениях от шести дней пребывания в столице Швеции.



Начну с общих впечатлений. Они двоякие. С одной стороны, чисто "технически", Стокгольм офигенный город. Достаточно аккуратный, очень четко организованный внутри себя, с большим количеством всего интересного внутри. Но с другой стороны это крупный столичный город с большим количествои людей и всеми прочими отсюда вытекающими. Я уже отвык от большой и шумной Москвы и после маленького Гданьска мне в Стокгольме было поначалу несколько некомфортно. Потом немножко попривык. Скажу так: приехать на несколько дней туристом в Стокгольм классно и я, в целом, могу рекомендовать этот город к посещению. Но вот остаться жить в Стокгольме надолго я бы, наверное, не хотел.

От общего переходим к частному. Стокгольм не только достаточно многонаселенный город, он еще и очень многонациональный. Удивительно, Париж, по идее, тоже многонациональный, но там мне как-то в глаза не бросилось. В Стокгольме очень сильный контраст между темными арабами, неграми и светлыми шведами. Плюс теперь я еще могу отдельно выделять из толпы Поляков, коих, как оказалось, немало работает в Стокгольме. Я так понимаю, что поляки тоже стремятся к лучшей жизни и жизнь в Швеции, вероятно, один из возможных вариантов. Замечали мы и польских туристов, но их количество не идет ни в какое сравнение с туристами русскими. Русских там было очень много, порой казалось, что половина Стокгольма говорит по-русски. Вероятно сказались майские.

Кстати о языках. Ехать в Стокгольм (да и, полагаю, в Швецию вообще) очень комфортно, все прекрасно говорят по-английски как на втором родном и проблем с коммуникацией у наc не возникло ни разу. Объясняется это тем, что шведский язык очень родственен английскому и для шведа выучить английский не должно составлять никакого труда.

Стокгольм производит впечатление действительно развитого города. Везде видны велодорожки, машин в городе сравнительно немного (как мне показалось), а среди тех что есть удивительно часто попадаются Теслы (мы видели не меньше трех штук, хоть специально и не вглядывались). Во дворах нам несколько раз попадались, насколько я понял, те самые вакуумные мусоропроводы - выглядят весьма стильно. Город очень активно растет, повсюду очень много строек. Строят жилые дома, строят транспортные узлы. Меня в первый же день невероятно удивила система входа на стройки по карточкам, какие обычно бывают в офисах - очень необычно.



Далее я хочу остановиться на некоторых аспектах пребывания в Стокгольме, в том числе на некоторых активностях, доступных туристу. Список, конечно, далеко не полон, но на шесть дней нам хватило. Отдельно здесь хочу упомянуть журнал len4ik_ray4ik, материалами из которого я активно пользовался при подготовке к поездке. Рекомендую.

Транспорт
Пожалуй именно транспортная система Стокгольма произвела на меня наибольшее впечатление из всего, что я там увидел. Система состоит из метро, автобусов, трамваев, паромов (!), пригородных поездов и еще, кажется, каких-то поездов иного свойства. Все это не раскидано по городу как попало, а объединено в единую сеть, с единой системой оплаты проезда и удобными пересадочными узлами.



Оплачивать транспорт тоже достаточно удобно. За 20 шведских крон покупается специальная карточка "SL Access Card", на которую потом можно класть деньги для проезда или "заряжать" целые проездные. Наиболее выгодным вариантом мне показалось приобретение проездного сразу на неделю. Вместе с картами это обошлось нам в 690 крон на двоих (гугл подсказывает, что это около 5 тысяч рублей по текущему курсу), зато на протяжении всего пребывания в Стокгольме у нас не возникало никаких трудностей с оплатой проезда на общественном транспорте (скажу честно: в Гданьске регулярно возникают). Мы могли в любой момент не задумываясь сесть на любой трамвай, автобус или даже паром (об этом еще расскажу подробнее) и поехать куда нам нужно. Это действительно очень удобно.



Дополнительное удобство - специальное приложение для телефона SL, которое помогает прокладывать маршруты на общественном транспорте по городу. Мне приложение очень не понравилось, оно какое-то безумно кривое и глючное (мне есть с чем сравнить - в Польше есть аналогичное приложение). Но важно, что такое приложение в принципе есть и пользу из него извлечь все-таки можно. Кроме того, везде на остановках транспорта, будь это трамвай, метро или паром, присутсвуют электронные табло с указанием ближайших рейсов, что тоже часто помогает. Надо ли говорить про схемы траспорта, которые тоже есть везде.



Еще из интересных наблюдений. Заметил, что довольно часто автобусы ездят вместе с трамваями и останавливаются на одних и тех же остановках - опять же, это очень удобно с точки зрения пересадок (в Гданьске я знаю только один очень небольшой такой участок). Говорят, что трамваев в Стокгольме раньше было больше, но очень много их было выпилено. Жаль, если так. В паре мест видели трамвайные рельсы в мостовой, которые явно не используются и даже бывшее, судя по всему, трамвайное депо. В метро, как оказалось, у каждого вагона есть свое имя, написанное на верхней его части - это так мило. Удивили некоторые картинки в метро, которые в России совершенно точно считались бы неприличными, а за некоторые их авторы наверняка получили бы пару лет колонии "за оскорбление чувств верующих". Что сказать, совсем другая культура.



В целом я могу рекомендовать транспортную систему Стокгольма в качестве примера транспортной системы такой-какой-она-должна-быть. Не знаю, есть ли в мире системы круче (наверное есть), но стокгольмская система совершенно прекрасна.

Сакура
Продолжаем о прекрасном. В Стокгольме повсюду растут деревья сакуры и нам посчастливилось очень удачно приехать как раз в тот момент, когда она цвела. Для меня, если честно, это стало открытием. Я был совершенно уверен, что сакура - это какая-то совершенно уникальная фигня, которая растет (и цветет) только в Японии и больше нигде и ни при каких условиях. Я даже помню, что когда-то давно у кого-то в жж читал как он (или она) собирается ехать в Японию, чтобы поснимать цветение сакур и там были какие-то выкладки как бы подгадать даты поездки к времени цветения и т.д. Бред. Цветет эта сакура совершенно прекрасно везде, в том числе и в Европе, в частности в Стокгольме и совершенно не надо специально гонять в дальние дали за ней, все есть здесь, рядом.



Полагаю, что все давно знали об этом, а я, как водится, сидел в бронепоезде. Как говорилось в одном сериале "поздравляю, допер последним". В любом случае, выглядит действительно симпатично, вполне можно взглянуть.



Технический музей
В Стокгольме вообще очень много музеев, но я как-то музеев не большой фанат. Тут как-то звезды сошлись, что по средам с 5 до 8 вечера обнаружился бесплатный вход именно в технический музей и мы решили посетить. Очень, очень интересный музей.



В музее выставлено множество образцов технических достижений нашей цивилизации. От "мелочей" вроде зубных щеток и шурупов до сложнейших штук навроде двигателей внутреннего сгорания и космических спутников.



В музее много всякого интерактива, можно посмотреть как ходят поршни в двигателе, покрутить вал с карданной передачей, пощупать руками всякие физические эксперименты. Интересно будет и взрослым и детям. Одна только проблема у этого музея: он очень большой. Мы ходили по нему два с половиной часа и под конец совершенно выдохлись. Тем не менее - рекомендую.



Парк аттракционов Gröna Lund
Про парижский Диснейленд знают все или почти все, а многие ли знают про парк аттракционов в Стокгольме? Я, к примеру, никогда о таком не слышал. Между тем, парк весьма интересен и, на мой вкус, аттракционы там покруче, чем в Диснейленде.



Я, кажется, уже писал о том, что панически боюсь всех этих аттракционов и обычно не катаюсь. В этот раз я превзошел себя и покатался аж на трех, в том числе на "свободном падении" (страх-страх) и цепной карусели на высоте 120 метров (а вот это мне даже понравилось). Впечатления, конечно, неизгладимые. Всем, кого привлекают подобные развлечения - настоятельно рекомендую.



У парка, на мой вкус, две серьезных проблемы. Первая - это очень сложная и запутанная система с билетами и расписанием работы. Я так и не смог понять, когда парк работает и как лучше его оплачивать. Есть ощущение что мы а) переплатили и б) могли прийти и в более удачное время.



Вторая проблема ожидаемая и закономерная для подобного места: гигантские очереди. Нам повезло, мы пришли к самому открытию и успели попасть на 4 аттракциона почти без очередей. Но довольно быстро парк наполнился людьми и перспективы пойти еще на какие-то аттракцоны стали казаться очень малопривлекательными. Поэтому мы не покатались на двух "американских горках", которые есть в парке. Но все равно парк отличный и даже мне понравился.

Юнибаккен
Швеция, помимо всего прочего, славится своими детскими писателями, а в особенности Астрид Линдгрен. Ну кто в России не знает ее персонажа Карлсона, который живет на крыше? Я же еще очень любил в детстве читать книжку про Эмиля из Леннеберги. А еще есть Пеппи, муми-тролли и много других персонажей. Им-то всем и посвящен Юнибаккен.



Честно говоря, сложно даже сказать что это. И не музей, и не аттракцион. В основном, конечно, для детей, но и взрослому может быть там интересно. В здании Юнибаккена множество игровых тематических комнат по мотивам разных сказок шведских писателей, есть даже домик Пеппи, по которому можно полазить. Но, пожалуй, даже не это самое интересное.



Самое интересное - это 12-минутное "путешествие" в специальной "кабинке" по разным сказкам. Не знаю как лучше это описать, но это очень впечатляет. Можно посмотреть и на хутор Катхульт с его обитателями, и побывать в домике у Карлсона. К сожалению, я не очень хорошо знаком с другими сказками, но все равно мне очень понравилось. Хорошее, доброе место.



Дом Астрид Линдгрен и крыша Карлсона
Продолжая тему сказок нельзя не упомнянуть о том, что именно в Стокгольме жила Астрид Линдгрен и, конечно, я не мог не побывать возле ее дома. Попасть внутрь, увы, не удалось, но я знаю, что в принципе это должно быть возможно. Есть экскурсии по квартире писательницы и иногда (хоть и редко) даже на английском языке. Мне, в общем, было приятно даже просто оказаться в том районе.



Недалеко, через парк, находится дом, крыша которого "официально" считается крышей Карлсона. Сходили и туда, посмотрели. Ничего особенного, только для фанатов Карлсона. Зато дом оказался очень необычным: когда попадаешь во двор дома оказывается, что он имеет на два этажа больше, чем это видится с улицы. И домов таких довольно много. Смотрится при этом очень гармонично. Приятное место.



City Hall Tower (обзорная площадка)
Что за город без обзорной площадки (если это не Познань)? В целом, с аттракционов Gröna Lund уже открывается прекрасный вид на город, но открывается весьма ненадолго. Если хочется посмотреть на город с высоты в более спокойной обстановке, то City Hall Tower - прекрасное место.



Организация процесса несколько отличается от, например, Эйфелевой башни. Если там поднялся наверх и наслаждайся видом сколько хочешь, то здесь все строго по расписанию. Билет покупаешь на строго определенное время (у нас получилось ожидание примерно час), в назначенное время поднимаешься наверх, 15 минут смотришь, после чего просят спускаться вниз. С одной стороны не очень приятное ограничение, зато с другой - народу наверху очень небольшое количество, что радует. Почему вдруг вспомнил именно про Эйфелеву башню? А там наверху решетки такие же, очень напоминает.



Ericsson Globe
Еще один вариант посмотреть на город с высоты - подняться на вершину купола Ericsson Globe. Это такая здоровенная круглая штука, которая используется для выставок, концертов, спортивных совернований и всего такого прочего. Вдоль этой штуки наверх проложены рельсы, можно забраться в прозрачную капсулу и подняться наверх.



Штука, в целом, любопытная, но рекомендовать ее не могу по нескольким причинам. Прежде всего вид на город - он совершенно безынтересный. Глобус установлен достаточно далеко от центра и увидеть с него что-то интересное не получается. Не смотря на работающий кондиционер при палящем солнце находится внутри закрытой сферы довольно жарко. Технически штука очень интересная, но, пожалуй, не более того.



Скансен
Очень интересное место. Это и парк, и зоопарк, и этнографический музей под открытым небом, и концертная площадка и шведы в национальных одеждах и наверное много чего еще.



На достаточно большой территори расположены различные "точки притяжения", между которыми можно перемещаться, приятно прогуливаясь. В "этнографической" части мы помотрели на реконструкцию старых шведских построек, немного узнали о жизни в шведской деревне. Достаточно интересная инсталляция.



В "зоопарковой" части посмотрели на овец, коров, волков, медведей, лосей, выдр и много чего еще. Любопытно, но, по правде говоря, наш гданьский зоопарк мне милее. Единственное, что по-настоящему впечатлило - это павлин. Не где-то в клетке, а прямо прогуливающийся важно среди людей.



К парку прилагается очень удобная схема, которой легко пользоваться. По Скансену приятно даже поросто погулять, посидеть на лавочке, погреться на солнышке. Нам повезло попасть на концерт, как я понимаю, национально шведской музыки - мне очень понравилось.



Отдельно хочу сказать про то, как доехать. Ехать надо на седьмом трамвае (или 7N, но про это дальше). Почему-то в нашем случае гугл и SL дружно тупили, а информации о проезде я почему-то нигде не нашел. В результате мы до Скансена довольно долго шли пешком, что совершенно необязательно. Еще внутри есть фуникулер, но мы отчего-то не покатались на нем (даже странно).



Исторический трамвай
Как я уже заметил выше, кроме трамвая номер 7 есть еще в Стокгольме маршрут 7N. На этом маршруте ходят старые восстановленные трамвайные вагоны. По факту мы видели их только три и на одном из них даже прокатились. Впечателения сильные, мне очень понравилось. Те, кто это придумал, большие молодцы. Очень рекомендую.



Водная прогулка
Еще одна возможность получить интересные впечатления не выходя за рамки транспортной системы Стокгольма - это покататься на пароме. Есть для этого замечательный восьмидесятый маршрут парома, занимающий окола часа времени в одну сторону.



Мы очень приятно устроились на верхней палубе и без каких-либо дополнительных затрат получили приятную водную прогулку. Когда замерзли - спустились вниз, в салон, и продолжили путешествие в удобных креслах.



По содержательности, наверное, мероприятие не очень, но с точки зрения немного расслабиться и отдохнуть - очень даже.



Икея
Побывать в столице Швеции и не побывать в стокгольмской Икее - немыслимо. Мы побывали. Икея многоэтажная и по внутренней организации сильно отличается от всего того, что я видел в Москве и Гданьске.



В стокгольмской Икее очень много всего такого, чего в других Икеях я никогда не видел. Позавидовал шведам даже. Купили себе комплект постельного белья, которое в Гданьске не продают да и из Москвы такое давно выпилено. Не зря съездли.



Free Walking Tour Stockholm
По Стокгольму ежедневно ходят бесплатные экскурсии на английском языке. Экскурсий есть три вида - город, старый город и метро. Мы побывали на первой и третьей. Впечатление у меня осталось доволно неоднозначное. С одной стороны - мне не понравилось. С другой стороны - есть подозрение, что это только по причине моего плохого знания английского. Кажется, все-таки что-то интересное рассказывают (например про имена вагонов метро я узнал именно из такой экскурсии), но из-за того, что понимаю не все и не до конца кажется скучноватым. Но, опять же, увидеть и узнать что-то новое за бесплатно - почему бы и нет? Вполне можно рассмотреть как вариант.



Отдельно стоит сказать про экскурсию по стокгольмской подземке. Ходят упорные слухи о том, как бесконечно прекрасно метро Стокгольма вырубленное прямо в скале, как красиво все оформлено и т.д. Так вот, это все брехня. Реально там есть около четырех или пяти интересных, оригинально оформленных станций. Все остальное метро - самое обычное европейское метро, принципиально от парижского, например, ничем не отличающееся.



Но, справедливости ради, те несколько станций, фотографии которых широко растиражированы по всему интернету, действительно интересно посмотреть. И самое занятное, что та станция, которая на интернет-фотографиях кажется такой ярко-красной в жизни выглядит скорее бледно-розовой.



Экскурсия по "крышам"
Что может быть хуже скучной экскурсии на иносранном языке? Только скучная экскурсия в холод и слякоть и за конский ценник. Прошу любить и жаловать - экскурсия по "крышам" Стокгольма. В кавычках - потому что крыша всего одна. Экскурсия длится около 40 минут, из них, по моим замерам, 29 минут болтает экскурсовод и 11 минут длится непосредственно само передвижение по крыше. Пожалуй главное разочарование поездки.



Нам еще не очень повезло с погодой. В день мероприятия было довольно холодно, весь день перед этим шел дождь, а одеты мы оказались несколько не по погоде. Все мероприятие заключается в прохождении по кругу по одной крыше, с которой и особого вида никуда не открывается. Разве что на пустую площадь с бесконечно одиноким велосипедистом?



Хождение выполняется по специальным металлическим дорожкам со страховкой, прикрепленной к специальному металлическому тросу. Я ожидал чего-то более экстремального, но увы, даже со своей панической боязнью высоты никаких острых ощущений я там так и не испытал. А экскурсию я могу и на земле послушать, спасибо.



Старый город
В Стокгольме он есть. И по-шведски называется Gamla Stan. Он очень небольшой, расположен на отдельном острове, с которого, как утверждается, и начинался Стокгольм. Погулять по старым улочкам определенно стоит, может быть даже с бесплатной экскурсией, упомянутой выше. Мы на нее, к сожалению, не попали.



Еда
От пищи духовной переходим к пище обыкновенной. С едой в Стокгольме все в порядке. Стоит, конечно, дорого (хотя в Норвегии, кажется, было еще дороже), но размеры порций неплохие и на вкус вкусно. На самом деле, мы мало питались в ресторанах в этой поездке и чуть ниже я расскажу почему. Но когда питались, то как правило удачно.



В частности, мы нашли возле королевского парка Friday's в котором мне удалось поесть любимые ребрышки "Джек Дэниэльс" (в Москве я частенько их ел, а в Гданьске Friday's нету). Кроме того (уже в другом заведени) я отведал настоящих шведских фрикаделек, и это оказалось очень вкусно. При всем уважении к Икее, это совсем, совсем другое блюдо. Один раз мы сунулись в заведение Jensens Bøfhus и там нас ждал облом: еда гадкая и малосъедобная. Но в остальных случаях все было хорошо.

Отдельно еще надо отметить шведские булочки. Они везде. С корицей, с яблоком, с сахаром, с джемом - всякие. Для любителей сладкой выпечки - одно бесконечное наслаждение.



Проживание
Отдельным пунктом хочу сказать про отель, в котором мы жили. Называется он Biz Apartment Hammarby Sjöstad и примечателен тем, что в комплекте с номером идет полноценная кухня. С чайником, холодильником, плитой, микроволновкой и даже посудомоечной машиной. Кастрюлька, сковородка, набор чашек и тарелок тоже имеются.



Наличие всего этого, на мой взгляд, позволило нам очень существенно сэкономить на питании. Чаще всего обедали мы в городе, а ужинали в номере, своими руками приготовленной пищей. Очень классно. Побольше бы подобных отелей.

Расположен, правда, отель не очень удачно - далеко ото всех точек притяжения. И станции метро рядом нет, только трамвай. Но благодаря великолепной работе стокгольмского транспорта особого дискомфорта мы из-за этого не ощущали. И по цене получилось, на мой взгляд, довольно выгодно - около 2000 злотых за 5 ночей (примерно 33 тысячи рублей).

Аэропорт Skavsta
И отдельным пунктом про аэропорт. Как я уже сказал, билеты я урвал фантастически дешевые - всего по 39 злотых в одну сторону с человека (примерно 800 рублей). Но. Такой дешевый рейс прилетает не в аэропорт Стокгольма, а в аэропорт Skavsta где-то в 100 километрах от города.

К счастью, для нас это не было сюрпризом и мы были заранее готовы после часа перелета провести еще полтора часа в автобусе. Стоимость, конечно, от этого возрасла и составила в итоге около 400 злотых за двоих туда и обратно (7 тысяч рублей). По-моему все равно получилось весьма и весьма бюджетно. Правда, пришлось немного пострадать в автобусе, но для тех, кто переносит автобусные поездки нормально вариант должен быть очень и очень привлекательным.

И вместо заключения
Рассказ получился хоть и длинным, но очень-очень кратким. Многое осталось за рамками поста, огромное количество фоточек, которые хотелось бы показать, куча впечатлений, о которых я забыл упомянуть. Про шведского Карлсона, про сексистский туалет, лавочки для детей и взрослых, пунктиры у дверей, бурную реку-озеро, современое искусство, оригинальнейшее устройство паромов, банановое дерево, отдыхающих шведов, пешеходные переходы и как шведы ими пользуются, интереснейшее устройство City Hall Tower внутри, узкие (и низкие) улочки старого города, парковку детских колясок, женщину с подогревом, километровые столбы, скворченик-пикачу, совершенно фантастические эстакады на умопомрачительной высоте и наверное много чего еще. Определенно, в Стокгольме есть на что посмотреть.

Tags: отчет, стокгольм, швеция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments